anafema_device: (Королева Маграт)
anafema_device ([personal profile] anafema_device) wrote2006-10-15 05:25 pm

Wintersmith, Terry Pratchett

- 6 -
У каждой ведьмы была своя специализация. Мисс Тенета несла людям Справедливость.
Со всей округи шли к ней люди со своими бедами:


Это моя корова, а он говорит, что его!
Она утверждает, что это ее земля, но отец оставил ее мне!


...И мисс Тенета будет стучать станком, повернувшись спиной к взволнованным просителям. Ткацкий станок их тревожил. Они со страхом поглядывали на него, а вороны рассматривали посетителей.
Потом они, запинаясь, бекая и мекая, рассказывали свои беды, а станок стучал, освещенный пляшущем пламенем свечей. Подсвечниками служили два черепа. На одном из них было вырезано слово Эночи, на другом – Атутитта.

(Слова эти означали «Вина» и «Невиновность». Тиффани очень хотелось бы этого не знать. Девочка, выросшая в деревне на Мелу, никоим образом не могла их знать, потому что это был иностранный и, к тому же, очень древний язык. Их перевел Сентимент Суетон, Доктор Магической Философии, Бакалавр Сверхъестественных Языков, Почетный Профессор Магии Незримого Универститета, который жил у нее в голове.

Ну, жил, конечно, не весь профессор, но, по крайней мере, его малюсенькая частичка.

Несколько лет назад ее рассудок захватил Роитель – существо, миллионы лет собирающее чужие сознания. Тиффани удалось избавиться от него, но кое-какие частички чужих умов перепутались с ее рассудком. Среди них был и крошечный кусочек эго, приправленный памятью, оставшийся от почившего доктора Суетона. Особых неприятностей от него не было, но когда она видела перед собой слово на иностранном языке, то была способна понять его – вернее, доктор Суетон переводил для нее. Похоже было, что больше от него ничего не осталось, но Тиффани по возможности избегала оказываться у зеркала неодетой).

И вот когда все слова были сказаны, станок внезапно замолкал и в ошеломительной тишине мисс Тенета поворачивала свое тяжелое кресло-коляску, снимала повязку со своих перламутрово-серых глаз и произносила:
- Я выслушала. А теперь я посмотрю. Я увижу правду.
И случалось, что кое-кто сбегал, когда она пристально в него всматривалась. Эти глаза, которые не видели лица, каким-то образом могли читать мысли. Когда мисс Тенета пронзала тебя взглядом, тебе ничего не оставалась, как сказать правду, если у тебя была хоть капелька ума.

Никто никогда не спорил с мисс Тенетой.

Ведьмам не позволялось принимать плату за использование своих способностей, но все, кто приходил к мисс Тенете на суд, приносил ей подарок. Чаще всего что-нибудь съестное, иногда – чистую поношенную одежду или пару стоптанных ботинок подходящего размера. И уж коли мисс Тенета решала не в твою пользу, неимоверной глупостью было просить свой подарок обратно. Мало кому понравится превратится во что-нибудь маленькое и слизистое.

Говорили, что если вы солжете мисс Тенете, то в течении недели вас настигнет ужасная смерть. Говорили, что по ночам к мисс Тенете приходят короли и принцы, чтобы просить ее совета в государственных делах. Говорили, что в подвале у нее лежали груды золота, охраняемые трехголовым огненным демоном, который откусывал нос любому, кто посмеет на них покуситься.

Тиффани подозревала, что по меньшей мере две последние историй не вполне соотвествовали истине.

Про третью историю она точно знала, что это были выдумки, потому спустившись однажды в подвал (с ведром воды и кочергой на всякий случай), она не нашла там ничего, кроме рассыпанной картошки и моркови, а также одинокой мыши, внимательно наблюдающей за ней.
Тиффани не было страшно. Во-первых, никакого демона вообще не было, разве что он очень удачно замаскировался под картошку. И во-вторых, хотя мисс Тенета и походила на злую ведьму и пахла, как старый платяной шкаф, она не воспринималась плохой.

Первое зрение и Второй помысел, вот на что должна полагаться ведьма: Первое зрение, чтобы видеть реальность, и Второй помысел, чтобы следить, правильно ли все понял Первый помысел. Был еще Третий помысел, но Тиффани никогда не слышала, чтобы о нем говорили, потому и сама о нем помалкивала. Он был необычным, был самостоятельным в суждениях и он редко проявлялся. И он говорил ей, что в мисс Тенете скрывается больше, чем кажется.

И затем, в один прекрасный день, вытирая пыль, она взяла в руки череп Эночи...
... И внезапно узнала о мисс Тенете больше, чем той хотелось бы.

Вечером они ужинали овощным рагу (с черными бобами) и мисс Тенета сказала – Ветер поднимается. Нам скоро выходить. В такую ночь, как сегодня, я не доверюсь метле. В лесу могут быть странные создания.
- Выходить? Мы собираемся куда-то пойти? – спросила Тиффани. По вечерам они всегда сидели дома, поэтому вечера тянулись бесконечно.
- Обязательно. Сегодня они танцуют.
- Кто?
- Вороны в темноте не видят, а сова испугается. - продолжала мисс Тенета – Мне понадобятся твои глаза.
- Кто танцует, мисс Тенета? – спросила Тиффани. Она любила танцевать, но в этих краях танцев не устраивали.
- Идти недалеко, но будет буря.

Ничего не поделаешь, мисс Тенета не собиралась ничего объяснять. Однако, идея была интересной. Да и посмотреть на то, что мисс Тенета считала странным, могло оказаться очень поучительным.

Но это также означало, что Мисс Тенета должна будет надеть свою остроконечную шляпу, а Тиффани этого терпеть не могла. Ей приходилось стоять перед мисс Тенетой и пялиться на нее, чувствуя раздражение в глазах, пока престарелая ведьма использовала ее вместо зеркала.

Когда они закончили ужин, ветер уже завывал среди деревьев, как большой угрюмый зверь. Тиффани открыла дверь и ветер вырвал ее из рук, ворвался в комнату и загудел струнами ткацкого станка.
- Вы уверены, что мы должны пойти, мисс Тенета? – спросила она, пытаясь закрыть дверь.
- Хватит разговоров! Не надо мне ничего говорить! У танца должны быть свидетели! Я в своей жизни на разу танца не пропустила! – мисс Тенета была нервной и раздраженной. – Мы должны пойти, а ты должна надеть черное!
- Мисс Тенета, вы же знаете, я не ношу черное. – ответила Тиффани.
- Нынешняя ночь приемлет только черное. Ты наденешь мою запасную накидку.

Она сказала это с ведьминской непоколебимостью, как будто даже мысль о том, что кто-то может не послушаться, никогда не приходила ей на ум. Ей было 113 лет. У нее был большой опыт. Тифани не стала спорить.

Не то чтобы я имела что-то против черного, думала Тиффани, доставая запасную накидку, но только это буду уже не я. Когда говорят, что ведьмы носят черное, то имеют в виду пожилых ведьм. И потом, я же не ношу розовое или что-нибудь в таком духе...

Потом ей пришлось замотать часы мисс Тенеты в тряпки, чтобы вместо ДИН-ДОН они стучали дин-дон. Даже речи не было, чтобы оставить часы дома. Мисс Тенета всегда носила их с собой.

Тиффани собралась и старая ведьма с ужасным скрежетом завела часы. Она каждый день заводила их, иногда во время судилища прямо на глазах ошарашенных просителей.
Когда они вышли из дома, дождь еще не начался, но в воздухе кружились сухие веточки и листья. Мисс Тенета бочком сидела на метле, вцепившись в нее изо всех сил, а Тиффани шла рядом и тянула ее за собой за край одежды.

Закатное небо еще пылало красным и растущая луна была высоко, но облака мчались по небу, наполняя лес скачущими тенями. Закатное небо еще пылало красным и растущая луна была высоко, но облака мчались по небу, наполняя лес скачущими тенями. Лес шумел и Тиффани услышала, как где-то в темноте с шумом и треском, упала на землю ветка.

- Мы идем в деревню? – крикнула Тиффани сквозь шум.
- Нет! Иди в лес! – прокричала в ответ мисс Тенета.

Ага, подумала Тиффани, уж ли не на те самые «танцы нагишом», о которых я так много слышала, мы направляемся? Если честно, не так уж и много, потому что стоило кому о них заговорить, как кто-нибудь обязательно затыкал ему рот. На самом деле, о них почти ничего не говорили, но не говорили весьма многозначительным образом. Простые люди думают, что ведьмы только и делают, что танцуют нагишом. Но ведьмы имеют свое мнение по этому поводу, прямо противоположное. Тиффани признавала, что их можно понять. Ведь даже жаркие летние ночи не настолько теплые и еще всякие ежики и чертополохи путаются под ногами. Кроме того, невозможно даже представить себе Бабушку Ветровоск, отплясывающую без... В общем, такое даже вообразить невозможно, потому что от таких фантазий у тебя ум за разум зайдет.

Она свернула на лесную тропинку, буксируя за собой сидящую на метле мисс Тенету. Ветер стих, но он пригнал холодный воздух. Тиффани порадовалась, что надела теплую накидку, хоть и была она черного цвета.

Они медленно продвигались вперед, сворачивая на боковые тропинки по указанию мисс Тенеты, пока разглядели в овраге за деревьями костер.
- Остановись здесь и помоги мне сойти, деточка. – сказала старая ведьма. – И слушай внимательно. Есть правила. Не разговаривай - раз; гляди только на танцоров - два; не двигайся, пока танец не закончится - три. И я не буду потворять!
- Хорошо, мисс Тенета. Здесь так холодно.
- И станет еще холоднее.

Они направились к костру. Что хорошего в танцах, если можно только смотреть? – удивлялась про себя Тиффани. Нет в этом никакого удовольствия.
- Удовольствия и не должно быть. – сказала мисс Тенета.

Костер пересекали чьи-то тени и Тиффани расслышала мужские голоса. Когда они добрались до края оврага, кто-то плеснул воду в огонь.
Костер пересекали чьи-то тени и Тиффани расслышала мужские голоса. Когда они добрались до края оврага, кто-то плеснул воду в огонь.

Костер зашипел и над землей вознесся столб дыма и пара. Все произошло в одно шокирующее мгновение. Умерло то последнее, что в этом лесу казалось живым. Прошлогодняя листва шуршала под ногами. Луна светила в ясном небе, рисуя серебристые образы на траве.

Тиффани не сразу осознала, что на поляне стоят шесть человек. По всей видимости, они были одеты в черное, лунный свет превратил их в чернеющие провалы с человеческими очертаниями. Они стояли в два ряда по трое, лицом друг к другу, но так неподвижно, что Тиффани засомневалась, не померещились ли они ей.
Застучал барабан: бум... бум... бум...

Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting