anafema_device: (Птичка)
[personal profile] anafema_device
Пратчетт и отрицательные герои.
Подумалось как то.
Однажды, (или дважды) на форуме орга обсуждалось отсутствие в произведениях Пратчетта по настоящему отрицательных героев.


Существует мнение, что в каждом отрицательном герое ПТерри есть нечто положительное, повзоляющее надеяться на изменение полярности характера героя, либо некие черты характера, вызывающие симпатию к нему со стороны читателя. Такие вот злодеи "понарошку". Удивительно, как можно сделать такой выдод, когда практически в каждой книге есть герои, являющиеся носителями зла во всей неприглядности, а не нарочитые псевдозлодеи, способные перевоспитаться в конце, как старуха Шапокляк. Есть настоящие злодеи на Плоском Мире, есть. И написаны они очень и очень достоверно, без малейшего любования героем. Навскиду - какое очарование можно найти в герцогине Фельмет (Вещие Сестрички)? Привлекателен ли капрал Страппи из Чудовищной Роты? Глубинный (Забурившийся) дварф Ардент из Баца в лучшем случае способен вызвать жалость.
Откуда же такое заблуждение? Может оно возникло потому, что все эти герои воспринимаются как персонажи второго плана? Ведь они никогда не становятся постоянными участниками цикла, подобно стражникам или ведьмам. Практически все, действительно страшные и вызывающие отвращение герои исчезают, выполнив свою роль. Тенденция прослеживается начиная с первых книг цикла, так, в Безумной Звезде исключительно антипатичный волшебник Траймон Импер, мечтающий о должности Аркканцлера и пытающийся отнять у Ринсвинда заклинание, погибает. В Вещих Сестричках главные злодеи книги, герцог и герцогиня Фельмет, умирают в конце истории. Умная и жестокая Лили Ветровоск, глупый неприятный Дюк в Ведьмах За Границей, Ворбис в Маленьких Богах, Чай-Чай в Санта-Хрякусе, Семейство Магпир в За Глотку, Новая Смерть в Мрачном Жнеце, Лорд Хонг в Интересных Временах, Карцер из Ночного Дозора - погибают, исчезают бесповоротно и окончательно. Но ни одного из них нельзя назвать злодеем "понарошку", ни один из них не вызывает ощущения "ненастоящести", ощущения, что под внешней жестокостью прячется доброе, в сущности, сердце. Настоящие злодеи Пртачетта либо полностью безумны, либо не-люди, как эльфы или аудиторы.

Однако, есть два вида исключений. Одно из них Патриций, который в первых книгах выглядел достаточно нелицеприятно, и который стал героем практически двух подциклов, о страже и о Ринсвинде. Но следует заметить, что именно с этим героем произошла наиболее заметная эволюция и нынешний Хавелок Ветинари практически не имеет ничего общего со своим образом в Цвете Волшебства. Он настолько другой, что существует мнение, что после событий первых двух книг в Анк-Морпорке сменился правитель. Интересно, что сам писатель особо отмечал, что Патриций тот же самый.
Второй вид исключений - Королева Эльфов, являющая героиней подцикла о ведьмах и появляющаяся в Науке Плоскомирья, и Аудиторы Вселенной. Но и Королева, и Аудиторы не являются отдельными героями, они представляют собой, персонифицируют, разновидности зла. Королева, эльфы и аудиторы такое же общее зло, как и, например, вампиры. Отдельные представители этих категорий могут погибнуть в ходе действия (лорд Ланкин, обособившиеся аудиторы), но сама категория исчезнуть не может.

Можно конечно возразить, что даже эти "стертые" с Диска герои не так уж и антипатичны. Ведь у того же Чай-Чая находятся поклонницы, считающие его достаточно привлекательным, но я бы отнесла эти случаи к девиациям, большинство отрицательных героев Партчетта обаянием зла не обладают. Это не случайно и это очень правильно. Мне кажется, что слишком много создано образов зла, будоражущих воображение, обладающих притяжением, привлекательностью. Слишком много любования жестокостью, щекочущего нервы и самолюбие читателей, возможно лишь тогда, когда никто из тех, кто попадает под чары зла, не соотносит себя с объектом действия этого зла.
Пратчетт описывает события, отношения, обстоятельства, не заигрывая с возможными поклонниками, он описвает жизнь такой, какая она есть. Его отрицательные герои злы и отвратительны настолько, насколько отвратительно зло в действительности. Его произведения очень нравственны и полны морали, несмотря на внешний вид "легкого" чтения. И за это я его люблю.

Profile

anafema_device: (Default)
anafema_device

October 2014

S M T W T F S
   1 234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 12th, 2025 06:15 am
Powered by Dreamwidth Studios